9 ноября 2010 г.

Статья 10. Рассмотрение Уполномоченным жалобы

1. Жалоба Уполномоченному может быть подана гражданином, в том числе иностранным гражданином, лицом без гражданства (далее - заявитель), полагающим, что решениями или действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих были нарушены его права и свободы.
2. Жалоба Уполномоченному должна быть подана не позднее истечения года со дня предполагаемого нарушения прав и свобод человека и гражданина или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Уполномоченный вправе принять к рассмотрению жалобу, поступившую позднее указанного срока, если сочтет уважительной причину его пропуска.
3. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. В случае если данные решения или действия (бездействия) обжаловались в судебном или административном порядке, копии соответствующих решений должны быть приложены к жалобе.
4. Жалоба может быть подана заявителем лично, через его законного представителя или уполномоченного представителя.
5. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.
6. Уполномоченный в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения жалобы принимает одно из следующих решений:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) отказать в принятии жалобы к рассмотрению с разъяснением заявителю причин отказа и (или) указанием средств, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод.
7. Уполномоченный не может передавать жалобу или поручать проверку по ней государственным органам и органам местного самоуправления, их должностным лицам, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
8. О принятом в соответствии с настоящей статьей решении Уполномоченный письменно уведомляет заявителя в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления жалобы.
9. В случае принятия жалобы к рассмотрению Уполномоченный информирует об этом государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
10. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный письменно уведомляет заявителя.
11. Рассмотрение жалоб осуществляется Уполномоченным в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

3 комментария:

  1. В части 2 статьи 10 «Рассмотрение Уполномоченным жалобы» указан срок для обращения к Уполномоченному – 1 год, однако не указаны правовые последствия пропуска срока, например, отказ в рассмотрении обращения. При такой формулировке срок для обращения к Уполномоченному является лишь пожеланием к заявителю.

    В части 7 ст. 10 Закона установлен запрет передавать жалобу или поручать проверку государственным органам, должностным лицам, чьи действия и решения обжалуются. Императивный запрет в данном случае излишен. Наиболее целесообразно дать права Уполномоченному, аналогичные правам Уполномоченного по правам человека в РФ:
    1) принять жалобу к рассмотрению;
    2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
    3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
    4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

    Важно! В Законе не содержится перечень оснований для отказа в рассмотрении обращения, который должен носить закрытый характер. Отсутствие такого перечня может привести к произвольному отказу в рассмотрении жалобы по надуманным основаниям.

    Отказ в рассмотрении обращения должен производиться в исключительных случаях, например:
    - в обращении заявителя содержится нецензурная брань;
    - нарушенные права заявителя могут быть восстановлены только в специально установленном законом порядке (обращение в суд, подача жалобы вышестоящему лицу);
    - заявитель обращался к Уполномоченному, и ему ранее дан ответ по всем поставленным вопросам в обращении. Повторное обращение не содержит новых доводов и обстоятельств, подлежащих разрешению.

    ОтветитьУдалить
  2. Дополнить ст. 10 положением следующего содержания: «Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе»

    ОтветитьУдалить
  3. Дополнить ст. 10 положением следующего содержания: «Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия»

    ОтветитьУдалить